Скульптор Игорь Пономарев
Скульптор Игорь Пономарев



"Ева Прародительница"

Проект-эскиз парковой скульптурно-архитектурной монументальной композиции.
"Ева Прародительница – хранительница домашнего очага "

1995 г. Пластилин. h-45 cм.

Проект-эскиз монументальной композиции  "Ева Прародительница – хранительница  домашнего очага" был задуман как скульптурно-архитектурный объект для парка «Сокольники». Этот проект строится на соединении культур и стилей, на диалоге первобытного искусства времен Палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.), и древнескифского искусства «эпохи железа» (7-2 век до н.э.).

В основе плана проекта – его привязки к местности, к ландшафту парка лежит искусственный насыпной декоративный курган, в стиле древнескифских степных курганов, на которых наши предки – древние скифы обычно устанавливали каменное изваяние – скульптуру, так называемую «Скифскую БАБУ» - монументальное, обобщенное и очень условное изображение «вождя племени» или «знатного воина».

На основе древнейшей культово-религиозной магической формы-знака «спирали», дошедшей до нас из первобытной «эпохи Матриархата», из времен Палеолита, в проекте решается задача постепенного кругового движения прохождения наверх к центру кургана. К главной композиции объекта к "Еве Прародительнице" по «дороге-спирали» выложенной из камней, на которых вырезаны древние магические знаки.

Эта «дорога-спираль» огорожена по краям большими гранитными камнями-валунами разных размеров, на которых в стиле первобытного искусства – наскальных рисунков, и рельефов в стиле древнескифских золотых и медных украшений высечены многофигурные композиции на темы и сюжеты из жизни первобытных людей.

Это: охота, начало земледелия, приручение собаки, лошади, домашних животных, труд- развитие основных ремесел. Это война племен, гибель воинов, возникновение первых религиозных культов – ритуалы, танцы, идолы,  язычество. Это любовь – продолжение рода и т.д. Проходя по «дороге-спирали» можно рассматривать эти «картины» из истории человечества.

В центре всего этого «вечного круговорота жизни» на вершине кургана стоит одинокая фигура задумчивой, спокойной, погруженной в саму себя "Евы Прародительницы". Она стоит, тихо прислушиваясь к зарождающейся в ней жизни будущего ребенка у порога своего древнего «дома» - первого конструктивно-архитектурного сооружения человека, известного в истории культуры и искусства. Это так называемые «дольмены» - когда на два вертикально поставленных камня – прототипа колонн – положили сверху третий камень – горизонтальное перекрытие. Это и было – самое начало осознанного строительства – выход человечества из пещер.

Идея композиции фигуры "Евы Прародительницы", характерная форма стилизации ее образа, и само решение этой темы складывались из соединения двух культур. Из моего увлечения - как первобытным искусством «эпохи Матриархата» (35-10 тыс. лет до н.э.), так и культурным наследием наших предков –древних скифов, живших когда-то в «эпоху железа» (7-2 век до н.э.), на территории нашей страны. Они оставили после себя много памятников культуры и искусства, их находят археологи в степных курганах, например в Костроме, в остатках городищ и поселений.

Из первобытной «эпохи Ориньяк» - из Палеолита до нас дошла, сохранилась одна из самых древних, известная в истории скульптура – так называемая «Венера Виллендорфская», которой уже около 25 тысяч лет. Это небольшая – высотой всего 11 см., но необычайно выразительная обнаженная женская фигурка из камня известняка, произвела на меня такое же сильное впечатление, как и великолепные монументальные каменные «Скифские БАБЫ», высотой 2-3 метра, которым уже 2,5 тысячи лет, стоящие у входа, во дворе Одесского художественного музея. Я часто рассматривал и рисовал их, когда учился в ОГХУ им. Грекова в 1977-1985 годах.

Все эти художественные впечатления и увлечения разных лет стали основой замысла, идеи и композиционного решения для моего проекта. Этот «Памятник Женщине» не принадлежит к определенному времени, он как бы «пришел» к нам из Палеолита из «эпохи Матриархата», когда был культ «Матери Прародительницы». Но также и в наше время постмодернизма, «демократии» и феминизма он современен: и по своей форме (соединение культур, смешение разных стилей), и актуален по содержанию («вечная» тема).

Ведь «Женщина-Ева» всегда была и останется источником жизни на земле, охранительницей рода, дома, семьи. Она объединяет собою всю историю – проходит сквозь все эпохи и времена.

Ева – основа «вечного круговорота жизни», она в центре «спирали», по которой развивается цивилизация, история человечества. Поэтому мой «Памятник Еве» - вне времени.

Это – основные идеи проекта-эскиза "Ева Прародительница – хранительница  домашнего очага ".

И. Пономарев

 


©design: Milenkiy.com